Казалось бы, эта небольшая статья Юлии Волкодав о том, как писать рекламные тексты, но начинающий автор может взять ее себе на вооружение, а над вопросами художественного воплощения замысла подумать самому. Или ждать продолжения…
Что значит «писать хорошо»?
Март 23rd, 2015 · 1 Комментарий
Вот мы говорим про того или иного автора: «Он пишет хорошо». А что значит это «хорошо»? Откуда берутся критерии для текстов? Писательство, как и любой другой вид искусства, оценочно. Одному нравится, другому нет. Но есть и более-менее объективные свойства текста, из которых складывается это самое «хорошо». Какие же?
- Текст легко читать
За счёт чего получается лёгкость? Во-первых, за счёт простого синтаксиса. Да, простые короткие предложения, как нас учили в начальной школе, когда мы ещё не знали сложных правил. Помните, учительница говорила: «Чем проще предложения, тем меньше ошибок ты сделаешь?». Это не значит, что теперь мы должны отказаться от сложноподчинённых и сложносочинённых и писать, как первоклашка. Но осознанно стремиться к предложениям на пол-листа точно не стоит (а новички очень любят это делать, чтоб повитиеватее, позаковыристее).
Во-вторых, лёгкий для восприятия текст – это текст без «лишних» слов. Можно составить целый список таковых, чаще всего лишними становятся местоимения и наречия. Лишними могут стать и целые фразы. Сравните:
«По моему мнению, автор должен править свой текст никак не меньше пяти раз. Ведь он, скорее всего, хочет, чтобы читатель обратил на него своё внимание».
«Автор должен править текст не меньше пяти раз, если хочет, чтобы читатель обратил на него внимание».
Видите, сколько в первом варианте лишнего? И местоимение «свой», которое очень часто становится паразитом, и ненужное «ведь», и экивок в сторону читателя «по моему мнению». С ними вообще беда. Потому что…
- У автора должна быть позиция
Совершенно чётко определённая и показанная в тексте. Вы должны быть уверены в том, что пишете, и показывать эту уверенность читателю. А если вы не уверены, если боитесь высказать мнение, кого-то обидеть, вызывать на спор, то ваш текст наполнится фразами: «как мне кажется», «по моему мнению», «можно предположить» и им подобными. Мало того, что они утяжеляют текст, так ещё и разочаровывают читателя. Он время на вас тратит, хочет информацию получить, а у вас сплошные предположения и, простите, жевание соплей. Не уверен – не пиши. Проверь факты, составь собственное мнение. А потом выскажи его в тексте. И безжалостно вычёркивайте все эти «возможно», «кажется», «думается».
- В тексте есть и факты, и эмоции
Текст, написанный на одних эмоциях, напоминает сочинение восторженной школьницы о том, как она провела лето. А статья, в которой сплошные факты, хороша для энциклопедии, но не для широкого читателя. Старайтесь комбинировать: вы должны рассказать читателю о фактах, но и дать им эмоциональную окраску. Да, и избегайте оценочных понятий: «весело», «красиво», «здорово», «уныло», «скучно». Их можно использовать, но после такого определения обязательно должно быть пояснение.
Сравните:
«Концерт прошёл отлично! Аплодисменты не стихали очень долго, зрители уходили в восторге».
«Голос артиста уносил поклонников в нирвану, чистый звук и выверенные движения балета, декорации и костюмы в стиле девятнадцатого века создавали на сцене атмосферу сказки. После финальной песни зрители стоя аплодировали, вызывая артиста на поклон трижды»
В первом случае у нас голые эмоции, никакой конкретики, читатель не видит «картинку», ему сложно представить, что же видел автор. А читая второй текст, можно погрузиться в атмосферу события.
- Богатый словарный запас
Это очевидно: чем богаче словарный запас автора, тем интереснее его читать. Наглядный пример – «Сумерки» Стефани Маейер. Сюжет есть? Есть, и довольно интересный, действие насыщенное, да и тема на момент выхода книг серии не была избитой. А вот читать как-то… «невкусно». Ещё фильм посмотреть можно, а после книги тянет открыть томик Брэма Стокера. В чём же дело? А в словарном запасе, крайне скудном. И никакой переводчик это не поправит, он не может дописать в книгу то, чего в оригинале не было. Здесь рецепт простой: читать, читать и ещё раз читать. Не бывает хорошего автора, который не был бы хорошим читателем. Невозможно хорошо писать, если не любишь или не находишь времени читать. Увы.
- Юмор
Или ирония. Или даже сарказм. Согласитесь, без них как-то скучно? Да, они уместны не всегда, но чаще всего – уместны. И нужны. Выбирайте, что вам ближе. Вам просто нужно быть собой, не пытаться вымарать из текста себя, свой характер, своё стремление к шутке или иронии. Позвольте себе это. Я неоднократно наблюдала, как начинающие авторы впадают в ступор от чувства ответственности: «А-а-а, я пишу статью для сайта! Я должен быть серьёзным, правильным, непогрешимым. Вот это слово здесь лишнее, и это тоже, вот эту фразу уберу, вдруг меня не поймут…». В итоге автор убирает из текста всё человеческое, оставляя весьма унылое сочетание букв. Он как будто надевает форменный костюм, убивающий его индивидуальность.
Представьте себе, что работаете операционистом в банке. Как вам надо одеваться? Скорее всего, вы наденете белую рубашку и тёмный костюм, чтобы слиться со средой. Так принято, так все одеваются, так требует начальство. А теперь представьте, что вы – артист эстрады. Вы выйдете на сцену в костюме офисного служащего? Вряд ли. Тут каждый стремится показать индивидуальность, кто-то в перья заворачивается, кто-то стразы на трусы нашивает, кто-то платье под цвет бороды подбирает. Ну а если вы человек вменяемый и серьёзный, вы наденете костюм, но тоже не «офисный». Вы постараетесь даже строгий наряд украсить оригинальным шейным платочком, эксклюзивными запонками или ярким галстуком-бабочкой. Вы будете намеренно подчёркивать индивидуальность.
Так вот, автор всё же ближе к артисту, нежели к офисному служащему. Он не должен быть «как все», иначе ни он, ни его тексты не вызовут интереса. То, как он шутит или иронизирует, какие слова использует, как строит предложения, — всё это составляет его стиль. А стиль нельзя искусственно придумать, он отражает вашу личность, ваш характер. Мой стиль – юмор с серьёзным лицом. У меня есть студенты, которые любят стёб, есть авторы с добрым юмором, есть любители стиля «между нами, девочками» или «значит так, мужики…». Разумеется, это проявляется не в каждом тексте, есть темы, в которых не хочется иронизировать или неуместно шутить. Но личность автора всегда стоит за хорошим текстом, поэтому, пожалуйста, не пытайтесь её оттуда искусственно вытравить.
Оставить комментарий
Хотите присоединиться к обсуждению? Не стесняйтесь!